Тема «Про наказание ....»
21Июл2013 19:34:34 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметом этой статьи является реальное, а не игровое наказание. Цель ее - дать некоторую пищу для размышлений об эффективном применении наказаний, и она не ставит задачи строгой классификации способов стимулирования.
Цель наказания - оказать влияние на будущее поведение. Наказание - это не возмездие; однако, отличить одно от другого бывает непросто. Грань между воздаянием за провинность и модификацией поведения стерта, так как страх кары влияет на то, как люди себя ведут. В этом смысле возмездие действует как наказание. Разница между ними состоит в целенаправленности и планировании. Осуществляя наказание, Доминант целенаправленно выбирает такой способ, который повлияет на поведение сабмиссива. Осуществляя возмездие, Доминант позволяет инстинктам взять верх и действует сумбурно. И то, и другое окажет влияние на поведение сабмиссива, но результат возмездия не будет таким точным и выверенным. Поскольку возмездие представляет собой скорее инстинктивную реакцию, чем продуманный ответ, оно зачастую сопровождается нежелательными побочными эффектами. Наиболее распространенное осложнение - это когда сабмиссив прерывает коммуникацию с Доминантом и просто пытается угодить. Такое изменение поведения, хотя и может дать немедленный искомый результат, в долгосрочной перспективе, вероятно, создаст серьезные проблемы. Хотя Доминант и хочет от своего сабмиссива покладистости, оборотная сторона медали состоит в том, что сабмиссив может перестать сообщать Доминанту необходимую информацию. Поскольку возмездие не укладывается в рамки предсказуемой схемы, сабмиссив попросту может начать бояться коммуникации. В случае же продуманного ответа имеется встроенный сигнал, который сообщает сабмиссиву, когда ему можно сообщать информацию, а когда нельзя. Различие между возмездием за провинность и наказанием бывает трудно держать в голове, особенно когда сабмиссив распилит на мелкие кусочки ваш любимый девайс. И тем не менее, с точки зрения Доминанта, наказание - это воздействие, которое призвано изменить будущее поведение сабмиссива каким-то определенным образом. Как таковое, оно всегда должно представлять собой тщательно продуманный ответ. Для того, чтобы наказание было эффективным, необходимо учитывать несколько важных моментов. Во-первых, оно должно быть по-настоящему неприятным. Иными словами, наказание должно быть выражено в чем-то, чего сабмиссив хотел бы избежать. Это не значит, что оно обязательно должно быть суровым, но ни в коем случае оно не должно быть чем-то, что может понравиться сабмиссиву. Следует также позаботиться о том, чтобы наказание не состояло в чем-то, что может быть неприятно, но при этом необходимо для благополучия сабмиссива, так как это вызовет негативные ассоциации. Например, нельзя в качестве наказания приказать есть здоровую пищу. Кроме того, не связывайте наказание с приятными воздействиями, например, сексуальными контактами, во избежание запутывающих, двусмысленных сигналов. Для того, чтобы не смешивать наказание с игрой, между ними должна быть проведена четкая грань. Так, например, если Доминант использует в качестве наказания за небольшие проступки легкую порку, он вскоре может обнаружить, что сабмиссив намеренно допускает такие небольшие проступки, именно для того, чтобы "нарваться" на легкую порку. Поэтому в данном примере в качестве наказания за небольшие проступки лучше использовать один-единственный сильный удар неприятным для сабмиссива девайсом, тогда вероятность активной провокации на наказание снизится. Другой способ избежать смешения - использовать для наказания и для игры различные приспособления. В идеале девайсы, применяемые для наказания, не должны иметь ничего общего с используемыми в игре. Далее, между плохим поведением и наказанием должна быть прямая и непосредственная связь. Важно, чтобы эта связь была очевидна для сабмиссива. Эффективность наказания значительно снижается, если в наличии связи между поведением и наказанием возникают сомнения. Например, если сабмиссив сочтет, что он был наказан из-за плохого настроения Доминанта, он может начать избегать Доминанта, когда ему кажется, что тот не в духе, вместо того чтобы сосредоточиться на исправлении допущенной оплошности. Важнейший инструмент установления указанной связи - коммуникация. Люди - рациональные существа, и путем простой словесной коммуникации можно объяснять довольно сложные причинно-следственные связи. Сабмиссиву можно объяснить, что причиной новых запретов или ограничений стало его плохое поведение на прошлой неделе, даже когда связь между этими двумя вещами не разумеется сама собой. Перед наказанием сабмиссиву следует четко и недвусмысленно указать на то, что именно он сделал не так. Полезно также объяснить, как было бы правильно поступить. Описание правильного для той или иной ситуации поведения, то есть такого, которое позволило бы избежать наказания, помогает сабмиссиву изменить свои действия в будущем и, таким образом, повышает эффективность наказания. Последовательность - следующий важнейший элемент обеспечения эффективности наказания. Когда какие-то действия лишь время от времени бывают наказаны, сабмиссив может связать наказание не с этим действием, а с какими-то другими факторами. С его точки зрения это логически безупречная конструкция: если одно и то же действие один раз повлекло за собой наказание, а другой - нет, значит, помимо самого этого действия, в расчет были приняты и какие-то другие факторы. Если Доминант хочет от своего сабмиссива последовательного поведения, он должен быть последователен в наказаниях. Распространенная среди начинающих Доминантов ошибка состоит в попытке компенсировать непоследовательность наказаний их строгостью. Но сабмиссива можно наказывать лишь за то, что он сделал неправильно; наказывать строже за то, что вы же сами "спустили на тормозах" в прошлый раз, нельзя. Вместо этого лучше дать сабмиссиву понять, что отныне и впредь каждое нарушение того или иного правила будет наказано. Последовательность важнее строгости. Еще один принцип - соразмерность. Строгость наказания должна определяться серьезностью проступка. Соразмерность также служит средством коммуникации, давая сабмиссиву измеритель тяжести его провинности. Сопоставление реакции на различные свои действия помогает сабмиссиву отработать наиболее правильный способ поведения. Если же любая провинность влечет за собой одно и то же наказание, сабмиссив может начать ассоциировать наказание не со своим поведением, а с личностью Доминанта. Причина естественна: сабмиссив сопоставляет неизменные факторы и делает соответствующие выводы. Когда {любое предосудительное поведение} влечет за собой {одно и то же наказание} со стороны {одного и того же Доминанта}, постоянными величинами в уравнении являются {Доминант} и {наказание}. Когда же, напротив, {проступки различной тяжести} влекут за собой {наказания различной тяжести} со стороны {одного и того же Доминанта}, очевидна связь именно между {поведением}и {наказанием}. Конечно, не следует доводить эту логику до абсурда и придумывать специальное наказание для каждого проступка. Обычно достаточно бывает иметь в арсенале от 5 до 10 "уровней" наказания в зависимости от тяжести провинности. Если их более 10, система становится слишком запутанной для сабмиссива, и коммуникация нарушается. Другой способ упорядочивания состоит, наоборот, в классификации проступков, и использовании "одного" наказания для легких проступков, "двойной дозы" для более тяжелых, и так далее. Один из факторов, определяющих строгость наказания - мотивация сабмиссива, вызвавшая нарушение им установленного правила. Если, например, сабмиссив честно старался вести себя как положено, но у него это не получилось, Доминант должен сообщить, что заметил и оценил сделанные усилия и заменить наказание на менее строгое. Важно при этом, чтобы сабмиссив четко понимал, что смягчение наказания стало именно результатом сделанных им усилий. И, наоборот, когда какое-то правило было нарушено намеренно и демонстративно, наказание следует ужесточить. Наказание не должно быть неизбежным. Эта проблема часто возникает, когда Доминант хочет слишком многого и слишком быстро. Наказание работает путем установления связи между тем или иным поведением и неприятным воздействием. Если любое поведение приводит к неприятному воздействию, исчезают стимулы к хорошему поведению, и сабмиссив начинает думать, что, как бы он ни старался, он все равно будет наказан. Это еще одна причина всегда давать сабмиссиву шанс избежать предстоящего наказания или смягчить его, предприняв усилия по исправлению своего поведения. Вопрос о промежутке времени между предосудительным поступком и наказанием спорный. С одной стороны, чем скорее последует наказание, тем четче будет между ними причинно-следственная связь. С другой стороны, имеет смысл выждать некоторое время, пока не уляжется гнев, прежде чем выбрать подходящее наказание и осуществить его. Решение в том, что Доминант должен хорошо себя знать и хорошо управлять собой, чтобы не позволить себе действовать до того, как полностью возьмет под контроль собственный гнев. Следующий аспект, влияющий на связь между провинностью и наказанием - это продолжительность наказания. Она должна соотноситься с тяжестью проступка, но при этом должна быть относительно небольшой, так, чтобы, когда наказание окончено, возникало ощущение завершенности. В идеале наказание следует строить так, чтобы лишения, с ним связанные, заканчивались в тот же момент, когда заканчивается само наказание. Иначе оно будет субъективно восприниматься как бесконечное. Если наказание длится слишком долго, сабмиссив сосредоточится не на том, почему он наказан, а на том, как он наказан. Это может создать негативную атмосферу и спровоцировать не хорошее поведение, а, наоборот, сопротивление. Тем не менее, когда провинность такова, что наносит ущерб отношениям в целом, например, состоит в злоупотреблении доверием, бывает полезно лишить каких-то привилегий на неопределенный срок. Это затем даст возможность постепенно заново отстраивать отношения, возвращая с течением времени отобранные привилегии и придавая этому символическое значение. Кроме того, следует внимательно подходить к оценке поведения сабмиссива. Если Доминант ошибается в оценке и наказывает за хорошее поведение, оно таким образом дестимулируется. Кроме того, наказание за хорошее поведение приводит сабмиссива к убеждению в его неизбежности. С другой стороны, нельзя забывать и об обратном: если факт дурного поведения остается незамеченным, невозможно обеспечить постоянство ответных действий. Есть еще несколько моментов, существенных с точки зрения вопроса о наказаниях. Первое: сабмиссив, как правило, хочет хорошо себя вести. Конечно, многих из них интригует провоцирование Доминанта и "проверки на вшивость", но обычно сабмиссив хочет подчиняться. Если вы сталкиваетесь с постоянным непослушанием и агрессивным, вызывающим неповиновением, имеет смысл хорошенько подумать, не вызвана ли проблема какими-то глубинными серьезными факторами. Далее, довольно многие сабмиссивы склонны рассматривать критику и/или выражение гнева как указание на то, что Доминант не заботится о них. Это может стать причиной глубокого стресса, особенно когда требования, заданные Доминантом, высоки. В таких случаях Доминанту имеет смысл действовать медленнее и постепенно повышать планку своих требований. Иногда Доминанты боятся, что чрезмерная мягкость в начале отношений создаст у сабмиссива ложные представления о том, что от него ожидается. С другой стороны, если Доминант четко объяснит, что с течением времени требования будут повышаться, он таким образом сможет избежать многих проблем. Дайте сабмиссиву время для того, чтобы он совершенствовался в своей роли. Наказание - сложный вопрос. У каждого Доминанта свой собственный стиль, а каждый сабмиссив реагирует по-своему. То, что годится для одной Д/с-пары, может совершенно на сработать у другой. Надеюсь, эта статья дает общую базу, которая позволят вам выстраивать на ней ваши собственные правила. Пожалуйста, помните, что эффективная система наказаний требует постоянной переоценки и совершенствования. И Доминанты, и сабмиссивы с течением времени растут и изменяются, вместе с ними должна изменяться и система правил, в рамках которых они действуют. Дюрлуйд Вы открыли одну из ветвей топика. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К началу топика