bdsmion

БДСМ сообщество
 
Культурный центр BDSM
Здесь светло!
Добро пожаловать!

Вход

Что такое БДСМ? Что такое bdsmion.com?
Безопасный режим
Безопасный режим скрывает весь основной графический контент сайта (эротические фотографии, фотографии пользователей и т.д.).

Таким образом, Вы можете общаться и просматривать сайт, не опасаясь случайных досужих глаз (на работе, в интернет-кафе и других публичных местах). Это также экономит Ваш трафик.
   

Тема «Об исторических корнях БДСМ (часть 1)»


 
  Артур_Клодт

06Янв2012

10:40:50

 Полезный комментарий. Проголосовать.
Если спросить «среднестатистического» тематика о «корнях» БДСМ, то он (или она), вероятнее всего, назовёт лишь два произведения (оба, кстати, художественные). Точнее, даже не столько художественные произведения, сколько их авторов – де Сада и Захер-Мазоха. Могут ещё вспомнить Фрейда (хотя навряд ли читали его работы на эту тему – уж больно это тоска смертная). Ну, и, возможно, ещё «Историю О» - то ли чистый худлит, то ли художественную обработку реальных – и страшных – событий (лично я склоняюсь ко второму варианту).

В результате, создаётся, скажем так, весьма далёкое от реальности представление об исторических корнях этого довольно любопытного явления. Что, в свою очередь, препятствует правильному пониманию того, что на самом деле происходит внутри «верхних» и «нижних» и во время сеансов, и в Д/С-отношениях (как известно, плохое знание истории всегда или почти всегда мешает правильно понимать настоящее).

Попробую восполнить этот пробел (насколько это возможно в небольшой заметке). Сразу хочу указать источники. В первую очередь – это уже упоминавшаяся мной книга «Ода кнуту» (In praise of the whip) Никлауса Ларжье, а также другая книга – «Иная любовь» (Different Loving) Глории Брейм. Плюс ещё пара англоязычных монографий и несколько статей (вполне научных), которые за давностью лет (я читал их лет так десять назад или около того), увы, не помню.

Вообще, надо отметить, что «тематическая инфраструктура» в России отстала, например, от американской, лет так на 25 (хотя, строго говоря, это сильно зависит от конкретного штата). Но об этом можно говорить долго (тем более, что в этих самых США я прожил около пяти лет) и в другой теме.

Сначала давайте определимся с терминологией. Во-первых, что есть Тема? Синоним аббревиатуры БДСМ, естественно. Зачем его изобрели, грубо нарушив принцип старика Оккама («не нужно плодить сущностей без необходимости»)? Вот бы знать… Единственное предположение – для благозвучности. «Тематик», несомненно, звучит куда благозвучнее «БДСМ-щика» или «БДСМ-ера».

Во-вторых, что есть БДСМ? Бондаж-Доминирование-Садизм-Мазохизм. Хотя с научной точки зрения куда правильнее было бы использовать несколько другую аббревиатуру – БДА (Бондаж-Доминирование-Алголагния). «Влечение к боли», то есть. Эмоциональное, чувственное и сексуальное. Активная («садизм») и пассивная («мазохизм»).

Теперь перейдём собственно к определению, согласно, пожалуй, уже общепринятому в научном сообществе (точнее, в сообществе психологов), БДСМ есть набор определённых стереотипов поведения, восприятия и мышления, направленные на получение эмоционального, чувственного (в том числе, хотя и не обязательно сексуального) и духовного удовольствия и радости (это разные вещи) от активной и/или пассивной роли в соответствующих практиках (действиях) и сеансах. «И» потому что есть «свитчи» (которых правильнее было бы называть «свитчерами»). Да, кстати, «тематиком» называется тот или та, который или которая практикует хотя бы одно из вышеупомянутых направлений. Так что и чистые СМ-щики тематики, и даже ТН-щики (те, кто практикуют адаптированные к БРД реконструкции реалных телесных наказаний сиречь порку).

Затем следует определиться с временем появления такого общественного явления, как БДСМ (именно явления – сам термин появился только в веке двадцатом). Оказывается, это вовсе не XIX век, и даже не XVIII, а век XV. Именно так – пятнадцатый век. При этом, что неудивительно, Тема началась с эротической флагелляции (кстати и сейчас, по данным социологических исследований, в Северной Америке и Европе), 75% тематиков – либо чистые флагеллянты, либо в основном флагеллянты.

Эта датировка очень важна, потому, что она однозначно указывает на то, что практически у всех тематических практик (за исключением японского бондажа шибари и чисто сексуальных практик типа страпона) христианские корни. С российским БДСМ есть небольшие нюансы, но об этом ниже.

Почему христианские? Потому, что к XV веку никакая эмоциональная (и, тем более, духовная) жизнь в Европе вне христианства была просто невозможна – за тысячу лет Церковь (и католическая, и православная, а других просто не было) безжалостно вытравила всех своих «конкурентов» на этой «поляне». Кого-то – так и вовсе выжгла, как например, катаров и прочих богомилов и вальденсов. Хорошо это было для человечества или плохо – вопрос спорный и совершенно не тематический, но так просто было. А за тем, чтобы всё за пределы христианства никто никуда не выходил, бдительно следила Святая Инквизиция. Где-то с большим, где-то с меньшим успехом – но в целом довольно эффективно.

Отсюда следует простой и весьма категоричный Хочешь досконально разобраться в Теме – изучай христианство. Точнее, мистические практики католических монахов и монахинь. В частности, такое довольно сложное явление, как самофлагелляцию (самобичевание, то есть). Которое практиковали великие святые – и мой небесный покровитель Франциск Ассизский, и Пётр Дамиан, и падре Пио, и Хосемария Эскрива. А очень влиятельная (и немаленькая) католическая организация Опус Деи практикует до сих пор. Точнее, нумерарии Опуса Деи, но это сути не меняет.

Что же случилось в веке пятнадцатом? Коротко говоря – рвануло. Человеческое общество стало настолько развитым, что ему стало тесно в церковных рамках и оно захотело принципиально иной – светской – «эмоциональной поляны». В первую очередь, естественно, сексуальной (ибо ничто так яростно, жестоко и безжалостно не подавлялось Церковью, чем человеческая сексуальность). Особенно учитывая обязательный целибат монашествующих и священников.

И чем экстремальнее и «разнузданнее» (не обязательно в «плохом» смысле) секс, тем лучше (как известно, маятнику свойственно из одного крайнего положения перемещаться сначала в другое и лишь потом – в состояние равновесия). Захотело – и реализовало. И даже Святая Инквизиция ничего не смогла с этим поделать. Таких оргий в таком количестве и такого размаха Европа не видела ни до, ни после (если иметь в виду лишь христианский период её истории – в дохристианской Римской империи случалось и не такое). В том числе, и вполне себе тематических оргий. В которых, естественно, были использованы наиболее подходящие из имеющихся христианские практики.

Поэтому, строго говоря, БДСМ всё-таки является извращением. Только не медицинским, а религиозным. Ибо, с точки зрения христианства, такое «секуляризованное использование» соответствующих практик действительно является извращением оных. Не кощунством, как «чёрная месса» сатанистов, но извращением. К сожалению, это есть неоспоримый исторический факт. С точки зрения духовности, это был безусловно, «шаг вниз» - от чисто духовных энергий христианства к энергиям эмоциональным и сразу же ещё ниже – к религиям сексуальным. Но, как я уже говорил, маятник должен был «качнутся в крайность». Кроме того, Церковь сама была во многом виновата – не следовало устраивать такую духовную диктатуру – да ещё в течение столетий.

Надо отметить, что сие «общественное явление» (эмоционально-сексуальный общественный взрыв) не обошло стороной и Святую Римско-Католическую Церковь (что стало одной из основополагающих причин такого тоже весьма неоднозначного явления, как Реформация). Иными словами, грешили святые отцы «по полной программе». Соответствующие отчёты «проверочных комиссий» Святого Престола иногда просто страшно читать. Впрочем, и сами Верховные Понтифики, мягко говоря, оказались не без греха… Что и предопределило просто-таки головокружительный успех Реформации (и её вождей - Мартина Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли и других).

Всё это, разумеется, относится лишь к Западной Европе и к так называемым «имущим классам» (в первую очередь, естественно, к аристократии). Россияне от них переняли всё то же самое (как это водится на Руси, не без своих «поправок») – только куда позже – в XVIII веке, в результате архисекулярных реформ Петра Великово, безжалостно отшвырнувшего Русскую Православную Церковь от «кормила власти». В первую очередь, естественно, идеологической.

Ещё одно небольшое замечание. Анализ «исторических корней БДСМ» я буду проводить в направлении «снизу вверх» (то есть, сначала с позиции «нижнего», а затем уж – с позиции «верхнего»). Не потому, что я сам «нижний» (по «естественной тематической идентичности» я вполне себе классический «свитчер» - уж извините, буду использовать правильную «кальку» - что в Д/С, что в С/М), а потому, что я придерживаюсь точки зрения, что именно «нижние» (точнее, их потребности) являются главной движущей силой и отдельных сеансов, и тематических отношений. Да и больше нижних, чем «верхних» (если брать всю генеральную совокупность латентных тематиков, коих в западных странах, по данным социологических опросов, аж 25% взрослого населения).

Теперь перейдём к анализу корней отдельных тематических практик. Начнём с буквы «Б». С бондажа, то есть. Классического «западного» бондажа (о шибари я помолчу, ибо в японской истории и культуре не силён). Если верить Википедии, шибари как техника связывания восходит к техникам боевого связывания ходзё-дзюцу (вот бы ещё знать, что это за зверь такой), возникшим в Японии в XV—XVI веках. Ну и Бог с ней, тем более, что бондаж из всех БДСМ-практик лично для меня наименее интересен (слишком статичен).

Поговорим о бондаже западном, исторические корни которого, уверен, для большинства (если не для подавляющего большинства) бондажистов окажутся совершенно неожиданными. Это вериги. Вериги христианских монахов-аскетов (и католических, и православных).

Практика ношения монахами вериг основана на легенде, согласно которой святой Пётр во время двух своих арестов (в Иерусалиме около 42 года по приказанию Ирода Агриппы и в Мамертинской тюрьме в Риме при императоре Нероне около 64 года) был скован цепями. Собственно, первые монахи-аскеты стали носить цепи, существенно ограничивающие передвижение, именно в подражание святому Апостолу Петру (такое «подражательство» вообще довольно распространено в монашеской среде). Кстати, эти вериги можно увидеть воочию – они находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря церкви (точнее, специально построенной базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. В переводе с итальянского, Chiesa di San Pietro in Vincoli означает именно «святой Пётр в оковах». Судя по фотографии, цепи были весьма внушительными.

Затем было обнаружено, что ношение вериг (и даже временное полное обездвиживание с помощью тех же цепей) весьма способствует духовному развитию монаха, ибо является весьма эффективным средством «смирения плоти» (вес монашеских вериг может достигать нескольких десятков килограммов – тут уж не до передвижения). Во-первых, путём умаления – монах в веригах (особенно полностью обездвиженный) полностью зависим от других монахов, в частности, от воли настоятеля монастыря (и, следовательно, от воли Божьей). Во-вторых, у человека религиозного ограничение подвижности резко обостряет духовные ощущения (эмоции высшего порядка), что, в соответствии с христианским вероучением, приближает человека ко Всевышнему (и, тем самым, вызывает у него сильное чувство духовной радости). Именно радости, а не удовольствия (первое является чувством более высокого порядка, чем первое). Поэтому неудивительно, что эта практика получила весьма широкое распространение в монашеских общинах.

Для человека же нерелигиозного обездвиживание обостряет совсем другие чувства (в частности, сексуальное). Что, разумеется, ну просто очень приятно. Особенно если вместо тяжеленных цепей использовать мягкие толстые верёвки или тканевые ленты (или что там ещё используют профессионалы-бондажисты). По мнению английского сексолога начала XX века Г. Эллиса, "любое сдерживание мышечной активности вообще имеет тенденцию повышать состояние сексуального возбуждения". Как, впрочем, и других эмоций.

Иными словами, бондаж является просто усилителем эмоций. Для человека религиозного – религиозных; для человека нерелигиозного – чувственных и сексуальных. Ну ещё и мощным средством расслабления (как известно, ничто так не расслабляет, как полное подчинение и полная «передача контроля»).

Это, так сказать, «вид снизу». А что же «вид сверху»? Ну, во-первых, есть люди, которые обязательно нужно кого-то контролировать («прирождённые верхние»). Во-вторых, стремление к творчеству - каждый бондажист не без основания считает себя скульптором. И, в-третьих, пресловутая «обратка» - эмоции нижнего передаются «верхнему». Впрочем, в этом абзаце я ничего нового не сказал – бондажисты всё это и так знают.

С течением времени о христианских корнях бондажа (как и других тематических практик), просто забыли (ничего удивительного - после двух-то веков жесточайшеё секуляризации). Вот и приходится "восстанавливать историческую истину".

Продолжение следует.
 
  Tematik

06Янв2012

18:56:45

 
[Это сообщение могут видеть зарегистрированные пользователи с репутацией не менее 1]



К началу топика