bdsmion

БДСМ сообщество
 
Культурный центр BDSM
Здесь светло!
Добро пожаловать!

Вход

Что такое БДСМ? Что такое bdsmion.com?
Безопасный режим
Безопасный режим скрывает весь основной графический контент сайта (эротические фотографии, фотографии пользователей и т.д.).

Таким образом, Вы можете общаться и просматривать сайт, не опасаясь случайных досужих глаз (на работе, в интернет-кафе и других публичных местах). Это также экономит Ваш трафик.
   

Тема «Об исторических корнях БДСМ (часть 2)»


 
  Артур_Клодт

06Янв2012

10:41:34

 Полезный комментарий. Проголосовать.
Теперь нарушим немного «последовательность анализа аббревиатуры» и перейдём к С/М-практикам. В первую очередь, разумеется, к флагелляции (см. приведённую в части 1 статистику). Корни которой (во всяком случае, на Западе) – в религиозных практиках самофлагелляции (сначала языческих, затем, разумеется, христианских, точнее, католических – впрочем, в то время это было одно и то же).

Начать, наверное, нужно с того, что самобичевание не было христианским изобретением. Они эту практику позаимствовали. Причём не у иудеев. Иудеям такое даже в голову не приходило, ибо их религия для этого слишком посюсторонняя и практичная. Себялюбивая (причём вовсе не обязательно в таком уж плохом смысле этого слова). Мусульмане (точнее, шииты) действительно практикуют самобичевание. Позаимствовав его у христиан. А христиане позаимствовали эту практику у языческих народов Средиземноморья, в первую очередь, у фригийцев.

Это народ, населявший Фригию - одну из внутренних областей на западе Малой Азии. Сейчас это срединная часть Турции. О фригийцах известно не так уж и много; мы знаем только, что одним из их местных богов был Аттис (или Атис) – по преданию, юноша необычайной красоты, который, помимо прочих «достижений», учредил мистерии. Точнее, оргии. Одним из важных элементов которых была как раз самофлагелляция. Конечно, же отнюдь не духовная, а практически наверняка эротическая. Поэтому этот персонаж вполне может считаться основателем эротической флагелляции. Хотя надо отметить, что жрецы его культа использовали самобичевание в религиозных целях, вкупе с, как ни странно, исповедью и отпущением грехов.

Христианство – в первую очередь, католичество и православие – вообще очень многое позаимствовало у язычников. Приспособив, естественно, к своим духовным потребностям. Если внимательно посмотреть на многие православные праздники и ритуалы, то можно очень легко обнаружить их языческие корни. Например, ритуал православной литургии и католической Святой Мессы во многом скопирован с имперских государственных ритуалов Рима (западных в католичестве и восточных в православии). Вплоть до одежды и некоторых предметов культа.

Самобичевание у христианских монахов (это почти исключительно монашеская практика, за исключением кратких периодов массовой истерии в Италии, Испании и Франции) преследовало, в основном, две цели, первую из которых Церковь никак не может одобрить (сообщества флагеллянтов периодически запрещались официальной Церковью); вторая же, на мой взгляд, не лишена здравого смысла.

Первая – это телесное самонаказание. Наказание себя за свои грехи. Что Церковь, конечно же одобрить не может, ибо это нарушает стандартную церковную процедуру исповеди, отпущения грехов и епитимьи. А церковный кодекс канонического права не предусматривает и, насколько мне известно, никогда не предусматривал самобичевание (или бичевание) в качестве дозволенного вида епитимьи. Поэтому это действительно самодеятельность. К тому же очень вредная – по вполне понятным причинам. Поэтому, конечно же, учение святого Петра Дамиана о том, что тысяча ударов бича при самофлагелляции заменяют прочтение десяти псалмов – это исключительно его личное мнение, к тому же, глубоко ошибочное. Даже святым, как известно, свойственно ошибаться.

Кстати, любопытно, что в течение целых семи лет – если верить легендам – самонаказанию путём самобичевания регулярно подвергал себя принц Гаутама Сиддхарха, всемирно известный как Будда. Но это так – небольшое отступление.

Со второй целью всё гораздо сложнее. И интереснее. Начать надо с того, что самобичевание активно практиковали не только уже упомянутый мной святой Пётр Дамиан, но и Святой Доминик - основатель одноимённого ордена, а также Святой Франциск Ассизский – основатель ордена францисканцев. И тысячи других епископов, священники, монахов, монахинь и особо ревностных мирян.

Дело в том, что боль от самобичевания мгновенно блокирует то, что Церковь называет плотскими искушениями («закрывает двери демонам»). В результате для человека религиозного остаются только боль и Бог, а для Сатаны и его искушений просто не остаётся места. Ни в душе, ни в сердце, ни в разуме. Причём этот духовно-целительный эффект обычно длится ещё некоторое время после самобичевания (по рекомендациям отца Хосемарии Эскривы – основателя приснопамятного Opus Dei, эффект от примерно минутного самобичевания длится примерно неделю). Поэтому совсем неудивительно, что эта «болевая практика» была широко распространена в католической церкви (и не исчезла до сих пор).

Для человека же нерелигиозного… (хотя и не для всякого, а лишь для тех пресловутых 25% «латентных тематиков»), флагелляция усиливает вовсе не религиозное чувство (которого нет) а эмоциональные и сексуальные «энергии более низкого уровня». Понятно, что мимо такого «усилителя» в XV веке пройти просто не могли. И, как это было в случае бондажа, превратили духовный усилитель в усилитель эмоциональный и сексуальный. Ничего удивительного, особенно если учесть, что и многие «святые отцы» грешили ровно тем же самым (см. мою рецензию на книгу «Ода кнуту»).

А вот на Руси всё произошло куда проще и прямолинейнее. Ибо не было в православной церкви флагелляционных духовных практик. Вериги носили, а вот самобичеванием не занимались. Поэтому тематическая флагелляция на Руси возникла путём прямого использования (точнее, эротизации) практики официальных телесных наказаний (которые в ту пору были повсеместными). Поэтому корни западной Темы – религиозные, а вот российской – чисто светские.

С остальными С/М-практиками всё более или менее понятно. Думаю, что не скажу ничего нового, если отмечу, что «вышли» они из «методов физического воздействия» на подследственных, которые в те годы были широко распространены, достаточно известны и необходимость которых не подвергалось сомнению ни палачами, ни истязуемыми. Доходило до того, что перед началом пытки палач и жертва совместно молились за успех этого «предприятия». За то, чтобы установить истину, то есть. Вот такие были времена. А «вышли» путём эротизации, конечно. Ибо принципиально тот же самый воск или иглы ничем не отличаются от флагелляции. Такое же болевое воздействие (иногда сильнее, ).

Теперь поговорим немного об исторических корнях Д/С. Точнее, о трёх его составляющих – подчинении (полной передаче контроля); поклонении «верхнему» (или «верхней») и фетишизме.

Как я уже говорил (рассказывая о корнях бондажа), полная передача контроля (отдача себя во власть другого человека) может быть очень даже эротичной и сексуально возбуждающей. Когда в XVI веке в Англии, Германии, Швейцарии и Нидерландах из разгромленных протестантами монастырей в «мирскую жизнь» хлынули тысячи монахов и монахинь, освобождённых от своих обетов (в частности, от обета помалкивать о том, что происходило за стенами монастырей), выяснилось, что «обет послушания» (полного подчинения послушника своему наставнику) очень даже «поддаётся секуляризации». Эротической секуляризации, то есть. Что и привело к довольно широкому распространению «эротических игр» в «настоятеля и послушницу» (как правило, разнополых, хотя в те годы… скажем так, и «однополая любовь» была широко распространена) – во многом прообраза нынешних Д/С отношений.

И опять Россия пошла по своему особенному пути. Ибо в Российской империи, в отличие от Западной Европы существовало вполне себе конкретное рабство (если называть вещи своими именами, а не пытаться стыдливо прикрываться термином-обманкой «крепостное право»). Так что за наглядным примером отношений «хозяин/раб» далеко ходить было не нужно – всё перед глазами. И тоже прекрасно эротизируемо.

Поклонение «верхнему». Точнее, культ верхнего (или верхней). Если внимательно посмотреть, вполне себе языческий культ (Ваала или Астарты – во многих их проявлениях). Это, пожалуй, один из двух случаев (второй - фетишизм), когда к христианским корням БДСМ добавляются корни языческие (как известно, эпоха Возрождения была возрождением, в первую очередь, именно язычества). А если говорить о корнях христианских, то, конечно же, в поклонении святым (протестанты не сильно грешили против истины, когда утверждали, что в католичестве и особенно в православии, культ святых зашёл так далеко, что превратился практически в культ языческий). Даже сейчас (например, в Мексике) одно от другого отличить крайне затруднительно.

Фетиш (поклонение вещам Хозяина) – такая же языческая практика (да и вообще, если отвлечься от «исторических изысканий», практически любой тематический сеанс, особенно Д/С – типичнейшая языческая мистерия). Хотя надо отметить, и в христианстве (католичестве и православии) поклонения «вещам» хватало. Иконы, Святые дары, статуи святых. И снова легко эротизируемо. Легко и просто.

Как, впрочем, и любой шаг вниз.
 
  petrosun

19Янв2012

08:50:03

 
Спасибо, Юрген. Интересная статья. Жаль, что современные тематики подобными вещами почти не интересуются.

У Вас основная отправная точка - средневековое христианство вытравило языческий дух эротизма из христианской веры. Эротика и эмоциональная жизнь - это на порядок энергетика ниже, чем религиозная. Соответственно, как Вы пишите, секуляризация религии в эпохи Возрождения и Просвещения - это шаг вниз. Маятник из одной крайности качнулся в другую. А вот каким будет равновесное состояние?

Почему считается, что духовная жизнь - это энергии более тонкие и возвышенные, а эмоции и эротика - более темная и тяжелая энергия? Там - радость, здесь - приятное возбуждение. Почему человека и его мир обязательно нужно разрывать на две части и эти части противопоставлять как возвышенное и низменное? Насколько я понял, Вы верующий человек. Так вот нет ли в таком противопоставлении глубокого изъяна, мешающего верующему человеку обрести внутреннюю гармонию с собой? То, что человека разрывает - это объективно? Или результат многовекового идеологического давления церки? Именно церкви. Были в истории человечества гармоничные времена? Ну скажем, Эллада?

Теперь по поводу темы и религии. Вы утверждаете, что все тематические практики родом из религии, язычества, потом католического христианства. Это на Западе. Ну а в России - сняты как калька с репрессиных мер светских властей, фактического рабовладельчества и пр.

Но ведь если посмотреть, то сколько существует христианство, сколько язычество? Язычество в его наиболее организованных формах, в культовых проявлениях? Ну от силы 5-7 тысяч лет. А архаичные времена? Человечеству 5 миллионов лет, есть последние археологические данные - и того больше. Так вот, разве эти архаичные формы - они никак не отложились в нас? Разве тема вышла из религии? 5 тыс.лет разумной жизни и 5 миллионов лет эмоциональной - что перевешивает? Духовность в человеческих существах - это хрупкая корка, сдерживающая бушующий океан эмоций и сексуальности.

Возможно, как Вы это описываете, религия придала формы современной сексуальности, но никак не определяет сексуальность и эмоции по существу. Формы - это шаткие образования, эфемерные. Сейчас уже можно видеть, как много разных новых практик появляется, фантазий необычных, новых фетишей. Коммерциализация темы, попытка разных медиа-компаний уловить интересы аудитории или даже сформировать новые интересы. По-моему, роль религии в формировании сексуальности и сексуального поведения, интересов людей давно уже выполнена. Сейчас иные времена и иной источник. Но при этом тот мощный эмоциональный и сексуальный импульс остается. Сравнение религии и темы возможно только на коротком историческом отрезке. Эмоциональная сфера человека огромна и не идет ни в какое сравнение с его разумной деятельностью и с религиозностью.

Ну и эта разорванность человека на низменное и возвышенное. Скорее всего, это искусственно созданная проблема. Разделяй и властвуй. Церковь здесь хорошо поработала.
 
  petrosun

19Янв2012

09:22:15

 Полезный комментарий. Проголосовать.
Этим лишь хотел сказать, что тема родом не из религии. Ее истоки намного глубже и архаичнее.

Впрочем, и истоки духовности тоже вне всяких религий. Дикое и необузданное, эмоциональное и сексуальное, с одной стороны, и духовное, возвышенное, с другой, вполне гармонично уживаются в свободном от предрассудков и влияний человеке. Это две стороны одной медали, это одно и то же.

Любые религии единобожия стремятся подчинить человека и устроить в нем борьбу добра со злом, Бога и Дьявола, темных и светлых сил, дабы лишить его самодостаточности и внутренней гармонии и подчинить себе. Церковь всегда выстраивала себя по типу светской власти. Сейчас на смену церкви приходит Большой брат, который использует уже совсем другие методы манипуляции толпой. Церковь давно потеряла свое влияние. И соответсвенно, современная тема давно уже оторвана от религиозных корней. От религии в ней ничего не осталось. Произошла банальная перезагрузка, нелинейный скачок на иную траекторию развития.

Низменное - оно не в природе человека, а в природе человеческих сообществ. Тематическое сообщество - не исключение. Религия разрывала человека, но при этом давала ему устойчивость и оставляла разумность. Большой брат действует грубее - он пытается довести человека до крайней степени отупления и дебилизма, превратив его в зомби без мыслей и чувств, взамен давая ему развлечения и потребление вещей, секса, управляемых сверху эмоций.

Так о каких религиозных истоках СОВРЕМЕННОЙ темы может идти речь в таких условиях существования?
 
  tigra5547

19Янв2012

19:09:33

 
если сказать примитивным научным языком
ну или перефразировать на другую тему -
память на уровне генов
кто то подсознательно стремиться к подчинению
а другие наоборот - доминировать
т.е. на протяжении нескольких поколений было одно или другое
и даже если поначалу не сильно нравилось
со временем не только привыкли но и втянулись
 
  petrosun

20Янв2012

05:42:17

 Полезный комментарий. Проголосовать.
Подсознательно - да. А вот что это за память, я не знаю. Уж во всяком случае не только рефлексы.У Юнга есть понятие архетипа. Гроф говорит о перинатальных матрицах. Григорий Климов говорит о демоне дегенерации, который проявляется на протяжении всего нескольких поколений. Но во всяком случае ЭТО что то очень древнее, что присутствует в нас и проявляется через многие поколения наших предков. Проявляется в виде заложенного в нас потенциала проявления в разные эпохи в совершенно разных формах. Вот скажем, религия придает этому извечному в нас началу свою форму, язычество свою. А более древние, доисторические эпохи - там вообще представить невозможно, как проявлялась тема



К началу топика